Глобальные практические рекомендации Всемирной Гастроэнтерологической
Организации
Ноябрь 2010
Авторы обзора
Greger Lindberg (Председатель)
Saeed Hamid (Пакистан)
Peter Malfertheiner (Германия)
Ole Thomsen (Дания)
Luis Bustos Fernandez (Аргентина)
James Garisch (Южная Африка)
Alan Thomson (Канада)
Khean-Lee Goh (Малайзия)
Rakesh Tandon (Индия)
Suliman Fedail (Судан)
Benjamin Wong (Китай)
Aamir Khan (Пакистан)
Justus Krabshuis (Франция)
Anton Le Mair (Нидерланды)
(Нажмите, чтобы увеличить раздел)
Констипация (запор) – это хроническая проблема многих пациентов по всему миру. В некоторых группах пациентов, например, пожилых, констипация представляет собой значительную медицинскую проблему, однако, в большинстве случаев хронический запор аггравируется, но не является жизнеугрожающей или изнуряющей жалобой. С этим состоянием можно справиться в амбулаторных условиях со стоимостно-эффективным контролем над симптомами.
Терминология, связанная с констипацией, проблематична. Существует два патофизиологических механизма, которые отличаются по принципу, но наслаиваются друг на друга: нарушения транзита и нарушения эвакуации. Первый может возникать вторично по отношению ко второму, а второй иногда может являться следствием первого.
Данные практические рекомендации фокусируются на взрослых пациентах и в них не выделяются конкретно дети или особые группы пациентов (такие как пациенты со спинальной травмой).
Золотой стандартный подход применим в странах и регионах, где доступен полный набор диагностических возможностей и вариантов медикаментозного лечения для всех типов и подтипов запоров.
Слово “констипация” или «запор» имеет несколько значений, и то, как оно используется, может различаться не только у разных пациентов, но и в разных культурах и регионах. В шведском популяционном исследовании было показано, что необходимость приема слабительных является самой частой концепцией констипации (57% участников). В том же самом исследовании женщины (41%) в два раза чаще чем мужчины (21%) расценивали как запор редкую деятельность кишечника, в то время как равные пропорции мужчин и женщин считали, что констипацией является твердый стул (43%), натуживание во время дефекации (24%) и боль при проходе каловых масс (23%). В зависимости от различных факторов — диагностического описания, демографии и групповой выборки — исследования показывают распространенность констипации в западных популяциях между 1% и более чем 20%. В исследованиях пожилой популяции о симптомах констипации сообщают до 20% людей, проживающих в своих домах, и 50% пожилых людей, живущих в домах для престарелых.
Функциональная констипация в основном описывается как нарушение, характеризующееся постоянной затрудненной или неполной (по ощущениям) дефекацией и/или редкой деятельностью кишечника (один раз в 3 – 4 дня или реже) при отсутствии тревожных симптомов или вторичных причин. Различия в медицинском описании и вариации сообщаемых симптомов затрудняют сбор достоверных эпидемиологических данных.
Функциональная констипация может иметь множество различных причин, от изменений в диете, физической активности или стиля жизни до первичной моторной дисфункции за счет кишечной миопатии или нейропатии. Констипация также может быть вторичной по отношению к нарушениям эвакуации. Нарушения эвакуации могут быть связаны с парадоксальным анальным сокращением или непроизвольным анальным спазмом, который может возникать из-за поведенческих нарушений дефекации у двух третей пациентов.
Таблица 1 Патофизиология функциональной констипации
В то время как физические упражнения и диета с высоким содержанием клетчатки могут служить защитой, риск развития констипации могут повышать следующие факторы (связь может не быть причинной):
Таблица 2 Возможные причины и состояния, связанные с констипацией
Таблица 3 Лекарственные средства, связанные с констипацией
Констипация – это частое состояние, и хотя только меньшая часть пациентов ищет медицинской помощи, в одних США в год фиксируется несколько миллионов визитов к врачу, в то время как в Великобритании в 2006 г. врачами общей практики было выписано более 13 миллионов рецептов на слабительные средства. Помощь специалиста-гастроэнтеролога может заключаться в эффективном применении средств здравоохранения путем идентификации тех пациентов, которым использование специализированной диагностической оценки и лечения принес максимальную пользу.
Международный совет экспертов разработал единые критерии для диагноза констипации — Римские III критерии.
Таблица 4 Римские III критерии для функциональной констипации
Анамнез и физикальный осмотр при запорах должны фокусироваться на идентификации возможной причины и тревожных симптомов.
Рис. 1 Бристольская Шкала Формы Стула: средство, помогающее пациентам при сообщении о консистенции стула (Воспроизведено с разрешения Lewis SJ and Heaton KW, et al, Scandinavian Journal of Gastroenterology 1997;32:920–4). ©1997 Informa Healthcare
Таблица 5 Тревожные симптомы при констипации
Лабораторные исследования, визуальные методы или эндоскопия и функциональные тесты показаны только пациентам с тяжелой хронической констипацией или тревожными симптомами.
Таблица 6 Физиологические тесты при хронической констипации (воспроизведено с разрешения Rao SS, Gastrointest Endosc Clin N Am 2009;19:117–39)
5-дневное исследование с задержкой маркеров – это простой метод измерения кишечного транзита. Маркеры принимаются одномоментно, и через 120 часов оставшееся количество маркеров определяется с помощью прямой рентгенографии брюшной полости. Если в кишечнике остается более 20% маркеров, транзит считается замедленным. Дистальное накопление маркеров может указывать на нарушение эвакуации, и в типичных случаях дискинетической констипации почти все маркеры сохраняются в правой и левой частях.
Маркеры производятся несколькими компаниями, но маркеры также можно изготовить из безопасной для пациента рентгенонегативной трубки, порезав ее на мелкие кусочки (2 – 3 мм длиной). Соответствующее количество маркеров (20–24) может быть помещено в желатиновые капсулы для улучшения их прохождения через желудок.
Классификация констипации у пациента должна основываться на анамнезе заболевания, данных осмотра и лабораторных исследованиях.
Таблица 7 Категории констипации, основанные на клинической оценке
Уровень 1—ограниченные ресурсы
Уровень 2—средние ресурсы
Level 3—extensive resources
Таблица 8 Общее ведение констипации
СРК, синдром раздраженного кишечника; ПЭГ, полиэтилен гликоль.
Если была исключена органическая или вторичная причина, то в большинстве случаев констипация может адекватно вестись с помощью симптоматического подхода.
Таблица 9 Заключение: доказательная база для лечения констипации (адаптиролвано из Rao SS, Gastrointest Endosc Clin N Am 2009;19:117–39)
* Адаптировано авторами данных практических рекомендаций по констипации.
Следующий каскад предназначен для пациентов с хронической констипацией без тревожных симптомов и подозрения (или очень легкого) на нарушение эвакуации. Главными симптомами могут являться твердый стул и/или редкая деятельность кишечника.
Уровень 1—ограниченные ресурсы
Уровень 2—средние ресурсы
Уровень 3—обширные ресурсы
Этот каскад предназначен для пациентов с хронической констипацией без тревожных симптомов, но с подозрением на нарушение эвакуации. Главными симптомами могут являться длительное натуживание, чувство неполной эвакуации, тонкий кал, чувство блокады или неэффективность лечения констипации с твердым стулом.
Уровень 1— ограниченные ресурсы
Уровень 2—средние ресурсы
Уровень 3—обширные ресурсы